Справочник «Сюжеты»
«В погоне за метеором»
«La shasse au Meteor»
Роман, изданный уже после смерти Жюля Верна (1908).
Чудаковатому французскому ученому Зефирену Ксирдалю, который живет только своей наукой и не замечает, что творится вокруг, удается с помощью особой машины притянуть к земле метеор, состоящий из чистого золота. В Европе и Америке начинается паника: золото обесценивается, акции превращаются в простые бумажки, во всем мире нарушается политическое и финансовое «равновесие». С тонкой иронией автор описывает заседания международной конференции в Вашингтоне, которая не может дипломатическим путем разрешить вопрос о полюбовном разделе золотой глыбы между суверенными державами. К берегам Гренландии, куда упал метеор, прибывают военные корабли и войска. Обстановка становится напряженной, назревает мировая война... Ксирдаль увидев пагубные последствия своего научного опыта, сталкивает золотой метеор в море, и он исчезает навсегда. В выигрыше остается только ловкий делец — французский банкир Лекёр. Вовремя пронюхав, для какой цели Ксирдаль перестроил свою машину, Лекёр скупает обесцененные акции золотодобывающей промышленности и через несколько часов становится миллиардером.
Иносказательный смысл романа подчеркивается юмористическим изображением нарастающей неприязни и вражды двух астрономов-любителей, оспаривающих друг у друга честь открытия золотого метеора, а затем, по мере приближения к Земле его орбиты, - брожения умов и разгула страстей во всем мире, охваченном безумием «золотой лихорадки». Но стоило только исчезнуть золотому миражу, как всё сразу же входит в свою колею. Эскадры и войска убираются восвояси, биржевые акции снова повышаются, споры и вражда утихают, астрономы-соперники опять становятся друзьями, а простодушный Зефирен Ксирдаль продолжает бескорыстно обогащать своего дядюшку — банкира Лекёра — всё новыми и новыми изобретениями...
Тонкий «диккенсовский» юмор, шаржированные, но чрезвычайно выразительные портретные характеристики героев, блестяще выполненная и до мелочей продуманная композиция романа (действие, пройдя как бы по кругу, возвращается к исходной точке) — всё это дает возможность судить о богатстве и разнообразии изобразительных средств, которыми владел Жюль Верн. Писатель не выражает своих идей в публицистической форме. Они звучат в подтексте произведения и вытекают из самого фантастического сюжета, наводящего читателей на размышления о самых серьезных вещах.
Гвинея, 2004, Раскаленный метеор
Кот-д'Ивуар, 2005, Жюль Верн, метеоры
Кот-д'Ивуар, 2005, В погоне за метеоритом
Кот-д'Ивуар, 2005, Жюль Верн, метеоры
Кот-д'Ивуар, 2005, Жюль Верн, пещера
Либерия, 2005, Фантастические путешествия