Справочник «Сюжеты»
Льюис (Lewis) Клайв Стейплз
(1898—1963)
«Хроники Нарнии»
«The Chronicles of Narnia»
Клайв Стейплз Льюис родился 29 ноября 1898 в Ирландии. Первые десять лет его жизни были довольно счастливыми. Он очень любил мать и много получил от нее – она учила его языкам и, что важнее, сумела заложить основы его нравственных правил. Когда ему еще не было десяти, она умерла. Отец, человек мрачноватый и неласковый, отдал его в закрытую школу подальше от дома. Школу, во всяком случае, первую из своих школ, Льюис ненавидел.
В 1917 Льюис поступил в Оксфорд, но скоро ушел на фронт, во Францию, был ранен . Вернувшись в университет, он уже не покидал его до 1954, преподавая филологические дисциплины. Курс английской литературы он читал тридцать лет, и так хорошо, что многие студенты слушали его по несколько раз. Конечно, он печатал статьи, потом книги. Первая крупная работа называлась «Аллегория любви» (1936); это исследование средневековых представлений. В 1954 он переехал в Кембридж, ему там дали кафедру, в 1955 стал членом Британской академии. В 1963 он ушел в отставку по болезни и 22 ноября того же года — умер, в один день с Джоном Кеннеди и Олдосом Хаксли.
Льюис был удивительно живой и глубокий человек, чуждый всякой закоснелости и схематизма, как в повседневности, так и в своих произведениях. Один русский эмигрант, современник и знакомый писателя, так описывает его облик: «Внешне он напоминал скорее фермера, чем профессора и философа. Небрежно одетый, с крупным, красным лицом, он любил громко смеяться за кружкой пива среди друзей. Но за этой рыцарской наружностью скрывался человек рыцарского благородства и глубокой духовности, умевший проникать в тайники души».
Льюис, посвятивший свою жизнь языкам и литературе, уходящим в самую глубину культуры, не мог не начать задумываться о смысле и истоках жизни и мироздания. Сначала, вероятно, было просто преодоление в себе рационализма и скептицизма под влиянием некоторых книг, некоторых личностей, собственных мыслей, которые поколебали его решимость ученого жить без бога. Вера переродила личность ученого и стала импульсом для принципиально нового творчества, ведь до обращения в христианство Льюис не занимался художественной литературой, известны только несколько его научных работ.
Писать книги о христианстве Льюис начал с 1932 года, и тогда же его стали приглашать на радио, причем не как профессора-филолога и ученого, а как проповедника. Творческое наследие Льюиса составляют трактаты, эссе, лекции, проповеди, большая часть которых собрана в книги после его смерти. Писал он и полутрактаты-полуповести, которые называют еще и притчами: «Письма Баламута», «Расторжение брака», «Кружной путь». Кроме того, широко известна космическая трилогия («За пределы безмолвной планеты», «Переландра», «Мерзейшая мощь»), которую относят к научной фантастике, тогда как это «благая утопия», или, скорее, некий сплав «fantasy» с нравственным трактатом. Наконец, у него есть прекрасный печальный роман «Пока мы лиц не обрели», который он писал для тяжелобольной жены, несколько рассказов, стихи, неоконченная повесть.
Великолепным воплощением духовной радости, подкрепленной живой и глубокой верой, являются «Хроники Нарнии». Это цикл фантастических сказок, герои которых — обыкновенные английские девочки и мальчики, чудесным образом попадающие в Нарнию, в другой мир, другую вселенную. Дети видят историю этого мира, его пороки и добродетели, его радости и ужасы. При этом автор не оставляет их безучастными наблюдателями. Герои не только сопереживают событиям, происходящим в Нарнии — они становятся творцами и участниками этих событий. Дорогой в Нарнию для детей становятся самые неожиданные и незаметные места — чердак старого дома, платяной шкаф, калитка в саду. В лесах Нарнии бродят наяды, дриады, кентавры и прочие мифологические существа, олицетворяющие, по сути, природу. Необычайное повествование о приключениях четверых детей в сказочном мире, куда они попали из серой английской действительности, излагается столь живописно, что картины встают перед глазами. Сюжет этих сказок можно назвать многоуровневым, поскольку каждый возраст находит что-то свое: очарование сказки и глубину философского повествования. Все переплетается так мастерски, что ничуть не мешает одно другому.
Австрия, 2005, Лев Аслан
Великобритания, 1998, Фавн Тумнус, девочка Люси и лев Аслан
Великобритания, 2011, Лев Аслан
Великобритания, 2011, Белая ведьма
Новая Зеландия, 2005, Люси открывает шкаф
Новая Зеландия, 2005, Люси, Эдмунд, Питер и Сюзан в лесу
Новая Зеландия, 2005, Белая Ведьма и Эдмунд
Новая Зеландия, 2005, Каменные статуи
Новая Зеландия, 2005, Люси и тело Аслана
Новая Зеландия, 2005, Кадры из фильма
Новая Зеландия, 2008, Дети на берегу
Новая Зеландия, 2008, Королева Сюзан
Новая Зеландия, 2008, Король Питер
Новая Зеландия, 2008, Принц Каспиан
Австрия, 2005.11.08, Вена. Лев Аслан
Великобритания, 1998.07.21, Белфаст. Лев Аслан
Великобритания, 1998.07.21, Оксфорд. Крест
Великобритания, 2004.03.16, Гаррисон Эннискиллен. Цитата Клайва С. Льюиса
Новая Зеландия, 2005.12.01, Уонгануи. Лев Аслан
Новая Зеландия, 2008.05.07, Веллингтон. Аслан
Новая Зеландия, 2005, Люси встречает мистера Тумнуса
Новая Зеландия, 2005, Люси, Питер и Сюзан
Новая Зеландия, 2006, Белая ведьма
Новая Зеландия, 2006, Сьюзан и Люси в замке
Новая Зеландия, 2006, Питер перед битвой