Philatelia.Ru
RussianEnglish
Детская литература
Авторский проект Дмитрия Карасюка

Philatelia.Ru / Детская литература / Сюжеты /

Справочник «Сюжеты»

«Красная Шапочка»
«La Petit Chaperon Rouge»

Сказка о девочке, которая была излишне откровенна с волком, и из-за этого была им съедена вместе со ее бабушкой. В отличие от одноименной сказки братьев Гримм, у Перро счастливого конца нет — охотники не приходят, Красная Шапочка с бабушкой так и остаются в животе у волка.

Сюжет о девочке, обманутой волком был распространён во Франции и Италии со Средних веков. В альпийских предгорьях и в Тироле сказка известна по меньшей мере с XIV века, пользовалась особой популярностью. Содержимое корзинки варьировалось: в северной Италии внучка несла бабушке свежую рыбу, в Швейцарии — головку молодого сыра, на юге Франции — пирожок и горшочек масла. В фольклорных записях сюжет выглядит следующим образом:

Мать посылает дочь к бабушке с молоком и хлебом. Та встречает волка, рассказывает ему, куда идет. Волк обгоняет девочку, убивает бабушку, готовит из её тела кушанье, а из крови — напиток, одевается в одежду бабушки и ложится в её кровать. Когда девочка приходит, волк предлагает ей поесть. Бабушкина кошка пытается предупредить девочку о том, что та ест останки бабушки, но волк кидает в кошку деревянными башмаками и убивает её. Потом волк предлагает девочке раздеться и лечь рядом с ним, а одежду бросить в огонь. Та так и делает и, улегшись рядом с волком, спрашивает, почему у него много волос, широкие плечи, длинные ногти, большие зубы. На последний вопрос волк отвечает: «Это чтобы поскорее съесть тебя, дитя мое!» и съедает девочку.

Таким образом кончается большинство записанных вариантов, хотя в некоторых девочка при помощи хитрости убегает от волка.

Шарль Перро литературно обработал народный сюжет (предположительно, слышанный им в детстве от нянюшки). Он убрал мотив каннибализма, персонаж-кошку и её убийство волком, ввёл вызывающую красную шапочку — чепчик-«компаньонку» (в оригинале — «шаперон», во времена Перро вышедший из моды в городах, но популярный у женщин в сельской местности), которую носила девочка, а главное — нравоучительно осмыслил сказку, введя мотив нарушения девочкой приличий, за которое она поплатилась, и заключил сказку стихотворной моралью, наставляющей девиц опасаться соблазнителей. Тем самым, хотя грубые натуралистические моменты народной сказки были существенно смягчены, обращение к вопросу взаимоотношения полов было подчеркнуто.

Сказка была издана в 1697 в Париже, в книге «Сказки матушки Гусыни, или Истории и сказки былых времен с поучениями», более известной как «Сказки матушки Гусыни».


Великобритания, 1994, Красная шапочка и волк

Великобритания. Гернси, 1994, Кубики с Красной Шапочкой

Великобритания. Джерси, 2005, Красная шапочка

Венгрия, 1959, Красная Шапочка и волк

Гайана, 2001, Китти — Красная Шапочка

Греция, 2008, Красная Шапочка

Монако, 1978, Красная шапочка и волк

Нидерланды, 1964, Детский спектакль «Красная шапочка»

Польша, 1968, Красная шапочка и волк

Румыния, 2010, Красная Шапочка

Сан-Марино, 2004, Волк и Красная Шапочка

Святой Елены остров, 2000, Красная шапочка

Сирия, 1976, Красная Шапочка и волк

Экваториальная Гвинея, 1979, Красная Шапочка в лесу

Великобритания, 1994.02.01, Вулфсдэйл. Красная Шапочка и волк

Греция, 2008.12.15, Афины. Красная Шапочка

СССР, 1984, Герои детских книг

© 2003-2024 Дмитрий Карасюк. Идея, подготовка, составление
Рейтинг ресурсов "УралWeb" Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 liveinternet.ru: показано число просмотров за 24 часа, посетителей за 24 часа и за сегодня