Справочник «Художники»
Серов Валентин Александрович
(1865–1911)
Русский художник (живописец и график), представитель русского импрессионизма и модерна. Родился в Петербурге в семье композитора Александра Серова и пианистки В. С. Серовой (урожденной Бергман). В 1874–1875 и 1878–1882 брал частные уроки у Репина, оказавшего на него особое влияние; посещал также занятия в петербургской Академии художеств (1880–1885). Серов чутко усвоил и опыт современного ему зарубежного искусства, и уроки мастеров Возрождения и барокко. Жил в Петербурге и Москве. Много путешествовал по России и Западной Европе, в 1907 посетил Грецию. Наезжал в Абрамцево. Был членом «Товарищества передвижников» и объединения «Мир искусства».
Наиболее известные из ранних произведений Серова («Девочка с персиками», 1887; «Девочка, освещенная солнцем», 1888; обе картины – Третьяковская галерея, Москва) явились – несмотря на непритязательную простоту мотивов – настоящими этапами в истории русского искусства. Присущий манере мастера изысканный колоризм получил развитие у «деревенского» Серова, в его сельских пейзажах и. Впечатление спонтанного, легкого артистизма усиливалось в образах Серова и потому, что он свободно работал в самых различных техниках (акварель, гуашь, пастель), сводя до минимума или вообще на нет различие между этюдом и картиной. Равноправным видом творчества постоянно пребывал у мастера и черно-белый рисунок (самоценность последнего закрепилась в его творчестве с 1895, когда Серов исполнил цикл зарисовок животных, работая над иллюстрированием басен Крылова).
На рубеже XIX—XX веков Серов становится едва ли не первым портретистом России, если кому-то в этом плане и уступая, то лишь одному Репину. Кажется, что лучше всего ему удаются образы интимно-лирические, женские и детские, где красочная импрессия, свободный мазок отражают душевное состояние модели. Но и более официальные, светские портреты органично сочетают тонкий артистизм с не менее тонким даром художника-психолога. В 1900 мастер пишет портрет Николая II, официальный и в то же время по-своему «домашний» – император изображен в простой тужурке Преображенского полка; эту картину зачастую считают лучшим портретом последнего Романова.
Впрочем, на первую русскую революцию Серов откликнулся программно-антицаристски (темпера «Солдатушки, браво ребятушки…», 1905, Русский музей). Тем не менее в его творчестве в целом возобладали образы русской истории, исполненные мажорного, а не критического пафоса. В портретах мастера в эти годы всецело доминирует модерн с его культом сильной и гибкой линии, монументально-броского жеста и позы. Он пишет декоративные картины-панно на античные темы. Своей декоративной экспрессией выделяются и театральные работы художника.
Серов оставил о себе благодарную память и как педагог (в 1897–1909 преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, где в числе его учеников были Юон, Сапунов, Кузнецов, Сарьян, Петров-Водкин). Умер Серов в Москве 22 ноября 1911.
Мадагаскар, 1988, Римский-Корсаков, золотой петушок