Справочник «Художники»
Фрагонар (Fragonard) Жан Оноре
(1732–1806)
Известный французский художник второй половины XVIII века, блестящий живописец и рисовальщик, тонкий колорист; работал над гравюрой и занимался оформлением книг. Оставил большое наследие (около 500 картин и около 1000 рисунков), работал в бытовом жанре, писал галантные сцены, пейзажи, портреты.
Фрагонар родился в 1732 в городе Грас в семье перчаточника. Переехав в Париж, он в 1747 поступил в мастерскую Шардена. Проучившись у Шардена 6 месяцев, Фрагонар перешел в мастерскую Франсуа Буше, чье творчество стало отправной точкой в развитии творчества Фрагонара.
В 1752 Фрагонар написал картину на библейскую тему «Иероним поклоняется идолам» для представления ее в Академию художеств и получил премию. Следующие 3 года он занимался в Королевской школе при Лувре, возглавляемой К.Ван Лоо. В 1756 Фрагонар едет на стажировку в Рим, откуда он возвращается в Париж в 1761.
В 1760–1770-е он писал много и интенсивно: картины с видами Италии, галантные сцены, портреты. Для вступления в Академию художеств Фрагонар создал картины в историческом жанре, получил звание академика, а его картина была приобретена для собрания короля Людовика XV.
Великая французская революция явилась завершением эпохи рококо в искусстве, на смену ей пришел строгий классицизм. С 1792 по 1797 Фрагонар, получив место в музейной комиссии, занимался сохранением сокровищ Лувра, превращенного из королевской коллекции в Национальный музей искусства. Особое выделяется его работа по формированию луврского Кабинета рисунков. С 1797 он отошел от этой деятельности. Скончался 22 августа 1806.
В произведениях Фрагонара встречаются почти все галантные мотивы живописи XVII века: обнаженные купальщицы, подобные речным божествам, страстные любовные объятия, любовные сценки, часто напоминающие жанровые пикантные картины. Почти все картины художника – небольшие по размерам, часто имеют овальную форму. Стилю Фрагонара свойственна внутренняя свобода, смелость обобщения формы, основанная на цвете, богатстве цветовых оттенков. Он передавал красочность реального мира, использовал теплую золотистую гамму, игру света, тонкость свето-воздушных эффектов. Портрет – интересная и обширная область творчества Фрагонара. Он писал портреты современников, тонко передавая их эмоциональные состояния. В течение всей жизни Фрагонар не забывал жанр пейзажа. Фрагонар был виртуозом в графике, использовал тушь, акварель, итальянский и свинцовый карандаши, обращался к сангине, бистру, создавал офорты, книжные иллюстрации к произведениям Лафонтена и Ариосто, участвовал в издании, посвященном Неаполю и Сицилии, выполнив рисунки для гравюр. Творчество Фрагонара завершило собой французское искусство XVIII века.
Коморские острова, 1977, Лауреаты Нобелевской премии по литературе