|
|||
Philatelia.Ru / Французская революция / Сюжеты / Справочник «Сюжеты»Клятва в зале для игры в мяч (Serment du jeu de paume)5 мая 1789 Людовик 16 открыл заседание французских Генеральных штатов, которые не собирались в королевстве с 1614. Никто не созвал бы их и в 1789, но положение государства было катастрофическим: оно неуклонно скатывалось к банкротству. Лишь новые налоги могли спасти казну от полного разорения, однако чтобы они не вызвали волнений необходимо было одобрение «представителей народа». После того, как король произнес краткую приветственную речь, с трехчасовым докладом выступил министр финансов Неккер. В докладе подробно излагались экономические трудности, с которыми столкнулось государство, приводилось множество цифр, однако ни слова не говорилось о политических реформах, которых так жаждали депутаты от третьего сословия. Ничего определенного не было высказано и по двум вопросам, которые живо интересовали депутатов от «народа»: дозволено ли им будет обсуждать государственные проблемы совместно с депутатами от привилегированных сословий, и каким образом будет проводиться голосование? Будут ли считаться все депутатские голоса или каждое сословие получит лишь по одному голосу? Последний вопрос был принципиален: в случае, если каждый депутат имел право голосовать самостоятельно, избранники «народа» могли рассчитывать на успех, а вот если голосование проходило по сословиям, любая попытка проведения реформ изначально была обречена на провал. Первый день заседаний закончился, разочаровав депутатов от третьего сословия: они не услышали ничего из того, что стремились услышать. А на следующий день представителям трех сословий было предложено разойтись по разным залам для раздельного обсуждения текущих вопросов. Самые худшие предположения народных избранников начинали сбываться: их собрали не для того, чтобы в действительности обсуждать положение дел в государстве, а лишь для того, чтобы добиться от них одобрения очередных налогов. Однако депутаты не собирались так просто сдаваться и в первые же дни стали активно требовать совместного и равного обсуждения всех вопросов с привилегированными сословиями. В противном случае представители третьего сословия отказывались продолжать работу. Препирательства продолжались месяц, после чего, устав дожидаться дворян и духовенства, депутаты «от народа» провозгласили себя Национальным собранием, объявив о том, что только оно отныне может вотировать новые подати и налоги. Получив известие об этой неслыханной дерзости, Людовик 16 велел запереть зал, в котором собирались представители третьего сословия. Каково же было изумление народных избранников, когда 20 июня, придя к дверям привычного места заседаний, они обнаружили их «закрытыми на ремонт»! Впрочем, депутаты не растерялись и быстро заняли зал для игры в мяч, расположенный неподалеку. Этот зал был построен в версальском квартале Сен-Луи Николасом Кретэ в 1686 и использовался для игры, очень напоминавшей современный теннис. Эта игра, называемая «игрой в мяч», пользовалась большой популярностью в описываемую эпоху. В Париже, к примеру, залов, подобных версальскому, было около двухсот. Стены помещения, которое депутаты избрали для продолжения дебатов, были выкрашены в черный цвет. В обычные дни это помогало игравшим лучше видеть мяч. Потолок голубого цвета был усеян золотыми лилиями – символами французского королевского дома. Взобравшись на стол, председатель собрания Байи первым произнес торжественную клятву о том, что депутаты «не разъединяться друг с другом и будут собираться повсюду, где того потребуют обстоятельства, до тех пор пока не будет выработана Конституция». Вслед за Байи клятву с воодушевлением повторили прочие члены собрания. Надо сказать, депутаты сдержали свое обещание: уже в сентябре 1789 была подготовлена первая конституция, превратившая Францию в конституционную монархию. Клятва в зале для игры в мяч стала знаковым событием для революционной Франции. В 1790 запечатлеть её на холсте взялся знаменитый художник Давид. Это должно было стать самым масштабным его произведением: предполагаемые размеры готового полотна - 10 метров в ширину и 7 метров в высоту. Первоначально проект был предложен якобинскому клубу, в который вступил и сам Давид. Однако якобинцы не смогли изыскать необходимых средств для работы над полотном. В 1791 Барер предложил Законодательному собранию профинансировать создание «Клятвы», но несмотря на успех, который имел эскиз картины на выставке в парижском Салоне, она так никогда и не была закончена. Работу над «Клятвой» Давид окончательно оставил в 1801. Имелось несколько причин того, что проект не был реализован: во-первых, художник так и не получил достаточного финансирования, а во-вторых, стремительно менявшиеся политические события привели к тому, что главные герои картины – Барнав, Байи и Мирабо – уже не считались «истинными революционерами». Бекия, 1989, Клятва в зале для игры в мяч Буркина Фасо, 1989, Клятва в зале для игры в мяч Вьетнам, 1989, Клятва в зале для игры в мяч Гвинея, 1989, Байи и Клятва в зале для игры в мяч Мадагаскар, 1989, Мирабо на Генеральных штатах Мадагаскар, 1989, Клятва в зале для игры в мяч Мальдивские острова, 1990, Клятва в зале для игры в мяч Никарагуа, 1989, Клятва в зале для игры в мяч ООН (Штаб-квартира в Женеве), 1992, Клятва в зале для игры в мяч Пакистан, 1989, Клятва в зале для игры в мяч Руанда, 1990, Клятва в зале для игры в мяч Сан-Марино, 1989, Клятва в зале для игры в мяч Того, 1989, Клятва в зале для игры в мяч Франция, 1939, Клятва в зале для игры в мяч Франция, 1989, Клятва в зале для игры в мяч Эквадор, 1989, Эпизоды Французской революции Франция, 1989.06.20, Версаль. Фрагмент картины «Клятва в зале для игры в мяч» |
|||
© 2003-2024 Дмитрий Карасюк. Идея, подготовка, составление
|