|
Мальтийский орден, 1991, 10 s. П. офсет. 13 (3/4) х 14. многоцветная
Каталоги: Unificato: 376
«Смерть мадонны» (Микеланджело Караваджо, около 1601—1603, Париж, Лувр).
Самая большая по размеру картина из всех произведений Караваджо. Композиция была заказана в 1602 папским советником Керубини для церкви кармелитов Санта-Мария дела Скала в Траствере. Готовое полотно было отвергнуто заказчиком, в силу ряда причин: Мадонна была списана с проститутки, с которой Караваджо в тот период имел отношения; в опухшем теле Богородицы было слишком много натурализма, к тому же из-под драпировки торчали ее голые ноги. По предложению Рубенса картина была куплена Мантуанским герцогом Гонзагой, а затем перешла в собственность Карла I английского. После смерти последнего полотно было продано Луи XIV.
Картина производит грустное, почти тягостное впечатление. Под красной драпировкой, свисающей с потолка, вокруг тела усопшей Марии собрались апостолы, большинство из них сгрудились слева. Свет, падающий из левого верхнего угла, выхватывает блеклые пятна их лиц и блестящих лысин. Верхняя часть тела Богородицы ярко освещена. На переднем плане в позе отчаяния уронила голову в колени Мария Магдалина. В изголовье ложа, погруженный в глубокую печаль стоит молодой Иоанн Евангелист, попечительству которого перед смертью Иисус поручил свою мать. Сцена производит впечатление полной неподвижности — оплакивающие Марию словно застыли в своем неизбывном, нечеловеческом горе. Нет ни малейшего намека на то, что Богородица в скором времени вознесется на небеса и их горе сменится ликованием.
Сюжеты: Караваджо Микеланджело
|