|
|||
Philatelia.Ru / Пираты. Разбойники. Авантюристы / Сюжеты / Справочник «Сюжеты»Дисмас и ГестасСогласно Библии, вместе с Иисусом Христом были распяты два разбойника. О них, с большими или меньшими подробностями говорят все четыре евангелиста. Их имена сохранились в древних источниках, но все они называют разбойников по-разному. В Евангелии Никодима – Дисмас и Гестас; в арабском Евангелии детства Спасителя это Тит и Думах; в Ерминии Дионисия Фурноаграфиота – Фесда-иерихонец и Дима-галилеянин; в рукописи XVI века из библиотеки новгородской Софии – Араг и Геста; в Слове о страданиях и крестной смерти Христа по рукописям XVI–XVII веков – Дизмас и Гевьста; в лицевых подлинниках, посвященных страстям Господним, – Дижмон и Эста. Об их преступлениях ничего не известно. Вероятно, они были уличены в важных уголовных преступлениях — грабежах, разбоях, убийствах, возмущениях. Марк и Матфей утверждают, что оба разбойника поносили Христа. Но у Луки говорится только об одном разбойнике, который поносил, а другой унимал его. Эта разница обращала на себя внимание издавна. Ориген, Златоуст, Феофилакт, Евфимий Зигабен и другие полагали, что в начале хулили Христа оба разбойника, потом один из них, видя долготерпение Христа, раскаялся, начал унимать другого и, наконец, произнес свои слова. Один из разбойников, Дисмас, по свидетельству Луки (и только Луки, который особенно подчеркивал все, что касалось раскаяния грешников), раскаялся и попросил Иисуса помянуть его в Царстве божьем. Эпизод с раскаянием разбойника многократно использовался в изобразительном искусстве. Художники, которые брали за основу рассказ Луки, стремились как можно ярче передать различие в душевном состоянии разбойников: раскаявшегося непременно изображали по правую руку Христа, на его лице умиротворение; нераскаявшийся всегда по левую руку Спасителя, и его лицо обезображено мукой физического страдания. В искусстве раннего итальянского Возрождения разбойники изображались, как и Христос, пригвожденными к своим крестам. При этой одинаковой форме казни Христос выделяется, во-первых, своим центральным положением, во-вторых, тем, что его крест было принято изображать большим по размеру. Но дабы сделать еще более наглядным отличие разбойников от Христа, поздние мастера стали изображать разбойников не прибитыми гвоздями к крестам, а привязанными. Более того, разбойников порой изображали не на крестах, а на каком-нибудь засохшем стволе дерева, иногда с завязанными глазами. Этим они тоже противопоставлялись Христу, отвергшему все предложения облегчить его страдания на кресте. Дальше дифференциация шла непосредственно между разбойниками: в начале Средневековья с бородой изображался злонравный Гестас, позже – благоразумный Дисмас, так как на заре христианства сказывались еще античные понятия о красоте, а с развитием христианского мировоззрения борода становилась одним из немаловажных признаков образа Христа в человеке (вспомним в связи с этим хотя бы сопротивление русских старообрядцев бритью бород). Рассказ Иоанна о том, что пришли воины и, чтобы ускорить смерть осужденных, перебили им ноги (Иисус избежал этой участи, поскольку к этому моменту уже испустил дух), нашел отражение в живописи. Особенно часто этот эпизод изображался в немецком искусстве. Имена разбойников (по Евангелию Никодима) порой можно видеть написанными на их крестах. Нередко старые мастера, особенно художники Раннего Возрождения, изображали ангелов и демонов, которые уносят души соответственно раскаявшегося и нераскаявшегося разбойников. Душа, согласно старинному поверью, отлетает от умершего через рот. Вторая часть «Евангелия от Никодима» — «Сошествие во Ад» описывает сошествие Дисмаса вместе с Христом в ад и освобождение праведных ветхозаветных праведников. Дисмас был впоследствии канонизирован, причем считался покровителем воров и разбойников. День памяти Разбойника Благоразумного совершается Православной церковью 23 марта, а католической — 25 марта. Андорра (французская почта), 1968, Смерть Христа Ватикан, 1999, «Отречение Петра» и «Вор в раю» Ватикан, 1999, «Отречение Петра» и «Вор в раю» Гамбия, 1989, Христос на кресте Гамбия, 1992, Христос на кресте Гамбия, 1992, Несение креста Гвинея, 2010, Христос на кресте Кука острова, 1977, Христос на кресте Панама, 1967, Христос на кресте Сент-Люсия, 1971, Христос на кресте Сент-Люсия, 1971, Христос на кресте Теркс и Кайкос, 1972, Три креста Умм-эль-Кайвайн, 1972, Распятие |
|||
© 2003-2024 Дмитрий Карасюк. Идея, подготовка, составление
|