Philatelia.Ru
RussianEnglish
Авторский проект Дмитрия Карасюка

Philatelia.Ru / Пираты. Разбойники. Авантюристы / Сюжеты /

Справочник «Сюжеты»

Довбуш Олекса Васильевич
(1700—1745)

Довбуш Олекса Васильевич (1700—1745)

Предводитель карпатских опришков. Опришками называли горных разбойников, которые грабили панов и богачей и, вроде бы раздавали награбленное бедным. То, что они грабили панов — чистая правда, но вот насколько щедро делились они награбленным — достоверно неизвестно. Большинство историков утверждают, что в опришки шли не из идейных соображений, а с целью быстрой наживы. В Карпатах сложилась такая ситуация, что энергичные мужчины шли работать пастухами на полонины. Там они были свободными и независимыми от панов, поэтому их не слишком сильно волновал панский произвол. Большинство же тех, кто оставался в селах (в долинах), были очень сильно привязаны к своим семьям и хозяйствам, потому они не отваживались восстать против панского гнета. Поэтому шли в опришки преимущественно ничем не обремененные сорвиголовы, или люди, которым не было возврата к обычной жизни из-за совершенных преступлений.

Отряды опришков не были крупными — полтора-два десятка человек. Но они прекрасно знали местность и были практически неуловимыми. Нападения были неожиданными. Опришки забирали все самое ценное, часто убивали владельцев, поджигали дома и пропадали в неизвестном направлении. Прикарпатские паны жили в постоянном страхе перед грабителями с гор. За панский страх опришков очень уважал простой люд. О них слагали легенды, народ наделял их нечеловеческими качествами.

Родился Олекса Довбуш в 1700 в селе Печенежин, что недалеко от Коломыи. Он был старшим сыном селянина Василя Довбуша, настолько бедного, что у него не было даже своей хаты. Отец вынужден был снимать коморку у зажиточного газды (хозяина) Гаврила Твердюка. Единственным имуществом семьи Довбушей были овцы.

Детство Олексы прошло в злыднях. Почти каждый год он поднимался на полонины пасти овец. Очевидно, что Довбуш с детства был свидетелем панского произвола, надувательства, насилия и издевательства со стороны арендаторов. Молодой Олекса, несомненно, не только слышал от селян и горных пастухов про опришков, а мог и встречать их на полонинах, где они часто останавливались, чтобы отдохнуть и получить информацию о жизни в долинах.

Из польских судебных материалов известно, что Олекса имел брата Ивана и был женат. В письменных источниках впервые фигурирует Довбуш в 1738 — уже тогда он был предводителем отряда. Но маловероятно, что Олекса до того не был опришком — выбрать вожаком могли только надежного и опытного воина. Поэтому, скорее всего, Довбуш долгое время был простым опришком. Легенды наделяют Олексу недюжинной силой. Вполне вероятно, что он и действительно отличался незаурядными физическими данными, ведь сила всегда была в почете у опришков.

В 1738 в Карпатах начал орудовать отряд, руководимый братьями Довбушами — Олексой и Иваном. Пересказы указывают на то, что Иван был антиподом Олексы, отличался буйным неуравновешенным нравом, был жесток и безжалостен. Историческим фактом является ссора Олексы и Ивана в печенежинской корчме весной 1739. Ссора переросла в драку, во время которой Иван убил одного из опришков и сильно ранил Олексу в ногу. Олекса после этого до смерти хромал. После драки Иван покинул отряд Олексы. На Бойковщине он собрал собственный. Не факт, что Олекса и Иван навсегда остались врагами. Возможно именно при поддержке отряда Ивана в 1744 Олекса ходил в далекие походы под Турку и Дрогобыч. Перед смертью Иван завещал церкви в селе Бенява свой опришковский нож. С одной стороны того холодного оружия был вырезан список погибших от руки Ивана Довбуша.

Отряд Олексы Довбуша был довольно крупным, состоял из отборных, проверенных в боях, физически сильных и выносливых вояк (в прошлом представителей самых бедных слоев населения: батраков, чабанов, слуг, разоренных крестьян-беглецов). Среди известных членов его отряда были Василь Палиив, Павло Орфенюк, брятья Джамиджуки, Андрей Лавров, Василь Баюрак, Иван Бойчук. Среди остальных подобных образований отряд Довбуша отличался тем, что направлял свои нападения против самых ненавистных народу помещиков и арендаторов. Деньгами, отобранными у панов, Олекса часто делился с селянами. В 1738—1739 годах отряд Довбуша развернул деятельность в Яблунивском старостве. Позднее нападения распространились на всю территорию Покутья, а также на Закарпатье, Буковину и Бойковщину.

Отряд Довбуша действовал молниеносно и без шансов для панов. Их усадьбы горели одна за другой. Шляхта нанимала охрану, но ничего не помогало. Арендаторы часто платили откупные Довбушу, обещая мягкое отношение к простому народу. Олекса стал настоящим защитником народных интересов. Часто он совершал нападения по просьбам жителей того или иного села. Страдали от его отряда и торговые караваны. Но Довбуш никогда лишний раз не проливал кровь. Его террор выражал народную месть. Есть известный случай, когда Олекса напал на усадьбу Андрея Карпинского. Именно в то время жена Карпинского родила сына — будущего классика польской литературы, Франциска Карпинского. Олекса удостоверился в хорошем отношении Карпинского к своим селянам и не стал крушить усадьбу пана.

Большого страха нагнал Довбуш на шляхту. И полетели слезные прошения прикарпатских панов власти, коронному гетману Потоцкому с призывами направить в горы против отряда Довбуша коронные войска. В 1740 большой отряд во главе с ротмистром Пшелуским, вместе с карательным спецподразделением — «волошской ротой» — выступил против опришков.

Но отряд Довбуша благодаря прекрасному знанию местности отлично уклонялся от преследователей, при этом зная обо всех передвижениях карателей и постоянно атакуя панские усадьбы. В 1741, под натиском шляхтинского войска, Довбуш вынужден был отступить на Верховину и на некоторое время, остановившись на Буковецкой полонине, приостановить нападения. Именно тогда Довбуш стал регулярно посещать Закарпатье, которое в то время было австро-венгерской территорией. Тут он вербовал новичков в свой отряд. Особенно много будущих опришков завербовал Олекса в Ясинях, где даже имел «конспиративную квартиру». Довбуш приостановил нападения на австро-венгерскую территорию, потому что не хотел рвать отношения с местной властью. Олекса не приносил вреда венграм, а те не трогали его опришков.

Самыми опасными периодами для отряда стали долгие карпатские зимы. Зимой очень сложно убегать от преследователей, потому что любое передвижение легко можно выследить по снегу. Группа разбредалась по зимовкам. Каждую весну Олексе приходилось снова собирать отряд. Сам он зимовал в горах, в специальных тайных убежищах (иногда в пещерах) с заготовленными ранее запасами продуктов. Каждый год состав довбушевого отряда изменялся. У Довбуша были специальные агитаторы, вербующие зимой новобранцев. Каждую весну назначалось место сбора, куда приходили и старые члены отряда, и новички. Одним из таких мест была гора Стиг, на границе Австро-Венгрии, Румынии и Польши. Именно на этой горе отряд Довбуша потерпел первое значительное поражение. Отряд, только-только собравшийся после зимовников и состоящий главным образом из новичков, окружили. Много опришков уничтожили или схватили. Олексе, с несколькими товарищами, каким-то чудом удалось вырваться из окружения.

Довбуш снова собрал отряд, с новой силой начавший борьбу со шляхтой. Опришки молниеносно спускались с гор, атаковали панские усадьбы и снова пропадали в лесных дебрях. Выступления опришков в то время приобрели массовый характер. В 1742 сам коронный гетман Йосиф Потоцкий признал, что уничтожить отряд Довбуша очень сложно. Именно тогда он с отрядом регулярной армии выступил в Станислав (современный Ивано-Франковск, тогда центр Прикарпатья). Но скорее всего это была какая-то политическая или профилактическая акция, потому что маловероятно, чтобы большое восковое соединение выступало против нескольких десятков опришков.

Один из известнейших походов Олексы был на территорию современной Тернопольщины, в Борщев. Там он напал на усадьбу полковника Константина Злотницкого — крупного польского магната, отличавшегося особой жестокостью в отношении к селянам. Олекса долго пытал Злотницкого перед тем как убить. Ни копейки не взяли опришки из усадьбы кровавого полковника. Исторически задокументирована фраза, сказанная Олексой Золотницкому 4 мая 1744: «…не за деньгами твоими я пришел сюда, а по твою душу — чтоб ты людей больше не мучил. И не проси, и не трать слов без толку — все равно умрешь в лютых муках».

Панический ужас посеял Довбуш этим нападением среди шляхты. Паны поняли, что это не обычный опришок, что от него не откупиться деньгами, что за грехи придется платить жизнью. И с новой силой началась охота на Довбуша. Везде по селам и дорогам стояли патрули. Бесполезно… Поняли паны, что своими силами победить Довбуша будет крайне тяжело, поэтому начали искать помощи у местного населения, обещая большую награду и освобождение от феодальной повинности. И предатели нашлись. Ими стали три богатых газды: Микола Дидушко — очень богатый хозяин из Довгопилля, Иван Мочернюк из Микуличина и Степан Дзвинчук из Космача. Эти трое обязались нанять отряд головорезов из местного населения, которые должны были уничтожить Довбуша.

Довбуш узнал об этом сговоре. Говорят, что решил тогда Олекса завершить свою деятельность и выехать в Молдавию, но сначала наказать предателей. Сначала был убит Дидушка, потом Мочернюк. Дзвинчук был наименее богатым из этой тройки. Легенда говорит, что жена Дзвинчука была любовницей Довбуша, но это байка, потому что судовые документы указывают на то, что Олекса был женат и на то, что его жена в 1741—1745 находилась в отряде. Итак, Дзвинчук был богатым селянином из Космача, но не настолько богатым, чтоб иметь охрану. Поэтому Довбуш, когда шел на расправу с Дзвинчуком, взял с собой только двоих людей.

Дзвинчук узнал о смертях Мочернюка и Дидушка, потому знал, что скоро его черед. Представьте себе, какой панический ужас охватил Дзвинчука, когда тот услышал собачий лай и увидел во дворе опришков. Первым шел сам Довбуш. В стычке Довбуш был тяжело ранен. Считается, что рана Довбуша не была смертельной, а умер он от потери крови. Мертвого Олексу паны долго возили по селам, чтоб убедить народ в смерти героя, потом тело выставили в Коломыйской ратуше. По приказу гетмана Потоцкого тело вожака разрубили на 12 частей и развесили на сваях в одиннадцати селах и городах Покутья, чтоб люди боялись.

Выступление Олексы Довбуша стало наиболее яркой страницей в истории борьбы западноукраинских селян против социального и национального угнетения. Народ не забыл своего заступника. Сотни легенд и мифов о Довбуше до сих пор гуляют по Карпатам. Имя Довбуша широко известно не только на Украине, но и в Польше, Молдавии, Венгрии.


СССР, 1974, Пещера Довбуша близ Яремчи

Украина, 2000, Олекса Довбуш

© 2003-2024 Дмитрий Карасюк. Идея, подготовка, составление
Рейтинг ресурсов "УралWeb" Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 liveinternet.ru: показано число просмотров за 24 часа, посетителей за 24 часа и за сегодня