Справочник «Сюжеты»
Сирко или Серко (Сірко) Иван Дмитриевич
(около 1610—1680)
Популярнейший кошевой атаман запорожского войска, родом из казацкой слободы Мерефы Слободской Украины (нынешней Харьковской губернии). О раннем периоде его жизни известно очень мало. В 1644 посол Франции граф де Бреже по доверенности фактического правителя страны кардинала Джулио Мазарини нанял на французскую службу 2500 казаков. В октябре 1645 года запорожцы, возглавляемые Богданом Хмельницким, Иваном Сирком и неким Солтенком, были перевезены Балтийским морем из Гданьска в Кале. Позднее они приняли участие в осаде испанцев в Дюнкерке, причем Сирко командовал уже тогда полком.
В конце 1653 года, после Жванецкой битвы, когда крымский хан Ислам-Гирей ІІІ предал украинских повстанцев, дав возможность королевской армии выскользнуть из кольца, ордынцы начали грабить подольские города и села, забирать в неволю мирных жителей. Тогда на кон выступил Сирко, который отбивал «ясырь» у нападавших. С того времени борьба против турецко-татарско-ногайськой агрессии стала делом его жизни.
В 1654, будучи полковником, не захотел принять присяги на подданство московскому государю и удалился в Запорожье, где пробыл в неизвестности до 1659. Решившись, наконец, стать сторонником московского царя, он самостоятельно ходил на крымцев, взял Аккерман и Чигирин, «очень многих полонил», а затем, призванный князем Трубецким и гетманом Беспалым, в течение нескольких лет «чинил промысел» над крымскими улусами. В начале 1661 года Сирко совершил нападение на крымские улусы, захватив 16 000 ханских коней. Интересно, что это сообщение великий коронованный гетман передал 7 марта 1661 какому-то высокопоставленному лицу через Ивана Мазепу — будущего гетмана Украины.
В 1663 Серко сделался кошевым атаманом Запорожского войска и одержал ряд блестящих побед над крымцами, поляками и Петром Дорошенко при Перекопе, в Капустяной долине, близ Умани, причем он один из первых стал присоединять к казакам отряды калмыков. В 1664, не доверяя гетману Брюховецкому , возвратился в Сечь, но на следующий же год вышел оттуда и по-прежнему поражал татар, тем самым защищая от них малороссиян. В 1668 Серко перешел на сторону Дорошенко, «воевал» украинские города, идя «против бояр и воевод», и в то же время не переставал теснить крымцев. В 1670, снова верный московскому царю, Серко выжег Очаков, взял большую добычу и нанес несколько поражений своему недавнему союзнику. В 1672, после смерти гетмана Демьяна Многогрешного, Серко стал домогаться гетманства, но вместо того попал в Тобольск, сосланный туда царем Алексеем Михайловичем. Скоро, однако, он был вновь поставлен во главе запорожских казаков, с которыми в 1673 взял Арслан и Очаков. В том же году Серко выдал Москве лжецаревича Симеона Алексеевича и получил от царя богатое «пожалование», но, не получая удовлетворения некоторых своих просьб, стал сноситься с поляками, от которых ничего не добился; снова сделался приверженцем московского царя и склонил на его сторону Петра Дорошенко.
В 1675 Серко жестоко отомстил султану турецкому и крымским татарам за разграбление Сечи, получил от султана богатый выкуп за пленных и написал ему «смехотворное» письмо, эпизод с которым послужил темой для известной картины Репина «Запорожцы…». В последние годы жизни Серко уже не изменял Москве и неустанно поражал крымцев.
Отличавшийся необыкновенной храбростью и в то же время великодушием и добротой, Серко тотчас же после смерти стал предметом легенд и стихов. Его именем татары унимали кричащих детей; равного ему не находили никого, и память о нем сохранилась на Украине до сих пор.
СССР, 1944, Запорожцы
СССР, 1944, Запорожцы
СССР, 1944, Запорожцы
СССР, 1956, Запорожцы
СССР, 1969, Запорожцы
Украина, 2006, Иван Подкова и Иван Сирко
СССР, 1991, Запорожцы
СССР, 1929, Запорожцы
СССР, 1930, Запорожцы