Справочник «Сюжеты»
Суверенный военный орден госпитальеров св. Иоанна Иерусалимского, Родосского и Мальтийского
Sovereign Military Hospitaller Order of St. John of Jerusalem of Rhodes and of Malta
Мальтийские рыцари (известные также как госпитальеры св. Иоанна Иерусалимского, иоанниты, а позднее как родосские рыцари), духовно-рыцарский орден, основанный в Иерусалиме в XI веке. Своим происхождением обязан купцам из Амальфи (городка южнее Неаполя), которые добились от халифа Багдадского разрешения на постройку в Иерусалиме госпиталя для паломников-христиан, посещавших Гроб Господень. Больницей руководили монахи-бенедиктинцы из иерусалимской церкви Санта Мария Латина. Когда Готфрид Бульонский завоевал Иерусалим в ходе I крестового похода (1099), Герард, первый магистр ордена, организовал из этих монахов монашеский орден госпитальеров св. Иоанна Иерусалимского. Монахи носили черный плащ с белым восьмиконечным крестом. В 1113 папа Пасхалий II утвердил орден официально. Через пять лет преемником Герарда стал французский рыцарь Раймон Дюпюи, первый Великий магистр ордена, а сам орден превратился в военную организацию – орден рыцарей св. Иоанна Иерусалимского, подчиненный ордену августинцев. Орден к тому времени разросся настолько, что был разделен на 8 «наций», или «языков», с подразделениями в различных странах Европы и был обязан не только блюсти целомудрие и смирение, но и сражаться за дело христианства до последней капли крови. Вероятно, тот же Дюпюи выделил в ордене три класса: орденских рыцарей знатного происхождения, которые ухаживали за больными и несли воинскую службу, капелланов, отвечавших за религиозную деятельность ордена, и братьев, исполнявших в ордене обязанности прислуги. Рыцари защищали Иерусалим от неверных, но в 1187 были изгнаны Саладином, султаном Египта и Сирии, и обосновались в Акка (Акко), который удерживали в течение ста лет. Затем рыцарям пришлось перебраться на остров Кипр.
В 1310, под началом великого магистра Девиларета, они захватили остров Родос, изгнав оттуда византийцев. Они создали собственные военно-морские силы, поставив во главе адмирала. В действительности за этим громким названием скрывалось всего несколько галер. При этом с самого начала порты Родоса служили убежищем для корсаров. Орден выдавал лицензии на индивидуальные походы рыцарей, но забирал при этом три четверти добычи.
Рыцари часто становились христианскими корсарами, атаковали и захватывали мусульманские суда, возвращавшиеся в свои порты с грузами специй, шелка, золота и драгоценных камней. Добыча захватывалась, экипажи превращались в рабов для галер. В 1393 и 1399 галеры ордена прорывались в Черное море и атаковали осиные гнезда мусульманских корсаров, давно здесь существовавшие. В первый раз рыцарей постигла неудача, они потеряли гроссмейстера Эредиа и многих рыцарей, попавших в руки врагов. Однако со второй попытки успех был достигнут. Даже во время перемирий пираты-рыцари не переставали грабить мусульманские и даже христианские суда, плывущие с Кипра или из Италии.
Османские правители не могли более выносить налеты пиратов с острова Родос. Они тоже стали нападать на владения ордена. В 1479 турецкому султану было отправлено письмо Великого Магистра ордена иоаннитов француза Пьера д’Обюссона, потребовавшего от Турции прекратить нападения на орденские земли. В ответ на это 23 мая 1480 70-титысячная турецкая армия во главе с греческим ренегатом Мануилом Палеологом (Меши-пашой) попыталась захватить Родос. Турецкий десант высадился в заливе Трианда и атаковал центральный пункт обороны родосской крепости – форт Сант-Николас, применив осадные орудия. Более 600 рыцарей прибыли защищать резиденцию ордена. Решающий штурм турок, во время которого Великий Магистр получил пять ран в бою в проломе стены, был отбит иоаннитами 27 июля. Родосские рыцари стали посылать брандеры, которые поджигали турецкие галеры. 17 августа турки ушли, превратив Родос в груду развалин.
Трижды турки осаждали Родос, но рыцари продержались до 1522, когда были атакованы Сулейманом Великолепным и сдались на почетных условиях, после героической обороны под руководством Филиппа Вилье де Лиль-Адана.
В 1530 король Карл V, владыка Испании и большей части Италии, предложил госпитальерам для проживания Мальтийский архипелаг (острова Мальта, Гоцо, Комино). Кроме того, вплоть до занятия Триполи османом Тургутом Рейсом в 1551, рыцари имели свою базу и там.
Госпитальеры, которые стали называться теперь орденом Мальтийских рыцарей, ежегодно платили своему сюзерену чисто символическую арендную плату. Многие европейские и мусульманские государства признали Великого магистра ордена суверенным правителем Мальты. Его свобода действий, впрочем, имела три ограничения. Остров зависел от Сицилии в отношении его продовольствием. Главы европейских государств могли, если им это заблагорассудится, захватить владения мальтийцев на материке. Кроме того, орден подчинялся Папе, который имел право отменять даже Великого магистра.
Когда рыцари получили Мальту в свое владение, Карл V находился в состоянии войны с Османской империей и берберскими пиратами. Многие другие европейские государства также вели военные действия против мусульман. Поэтому испанцы надеялись, что, помимо защиты Мальты и Триполи, орден примет участие в морских походах против турок.
В соответствии с негласными обязательствами мальтийские рыцари жержали галерный флот (в разные годы его численность была разной). К примеру, они предоставили четыре галеры для сражения в Превезе в 1537, пять для морской битвы у Джербы (1559) и всего три для боя при Лепанто в 1571. В XVII веке орден по большей части располагал семью галерами. В 1704 у мальтийцев появились парусные суда. В 1750-х флот ордена состоял из четырех линейных кораблей, четырех галер и четырех фрегатов, однако потом начал терять свою мощь.
Между сражениями флот мальтийцев отправлялся в два или три похода. Рыцари плыли на восток, в Эгейское море, или же поворачивали на юг для совершения набегов на берберское побережье и Египет. Помимо солдат и матросов, служивших за жалование, на каждой галере находилось около 30 рыцарей. Каждый кавалер был обязан принять участие, по крайней мере, в четырех шестимесячных походах («караванах»). После них большинство рыцарей перебирались в Европу, в конвенты ордена (что-то вроде казарм), а некоторые оставались и становились профессиональными капитанами.
Несмотря на то, что рыцари категорически отказывались называть свои действия «пиратством», их жертвы считали иначе. К примеру, венецианский посол заявил в 1588, что мальтийцы — это «корсары с крестами на груди». В отличие от флибустьеров, рыцари не делили добычи на доли. Трофеи и выкупы за пленников, добытые мальтийцами, находившимися на своего рода «действительной службе», шли в казну ордена. В 1545 Великий магистр сурово наказал Синьорино Гаттинаро за попытку сокрытия добычи. Однако глава ордена находил способы материального поощрения капитанов, взявших особо ценные призы.
Галеры мальтийцев грабили все встречавшиеся им торговые суда мусульман, а также не обходили те христианские и еврейские корабли, которые уличали в торговле с мусульманским миром. Особенно им нравилось атаковать венецианские суда, шедшие с востока, как правило, с богатым грузом (Венеция не воевала с турками в 1438—1571).
Существенный поворот пришелся на 1550-е. Временное могущество ордена было сломлено в 1551, когда войска Османской империи напали на Мальту, прошлись огнем и мечом по Гоцо и заняли Триполи. Мальтийские рыцари отчаянно нуждались в деньгах для обеспечения защиты Мальты. Великий магистр Жан де Ла Валетт с нетерпением ожидал капитанов с богатой добычей и поэтому проигнорировал в 1555 году папский запрет атаковать венецианские торговые суда. Мальтийские эскадры нападали на них также охотно, как и на военные корабли османов и берберов.
Ла Валет и его последователи поощряли также походы отдельных рыцарей-капитанов на их собственных кораблях (иногда в качестве капитанов в такие походы приглашались корсары). Начиная с 1570-х Великие магистры выдавали лицензии корсарам, дававшие право действовать сразу под двумя флагами: своим собственным и ордена. И рыцари, и корсары с одинаковым равнодушием отнеслись к папской булле 1587, взявшей под защиту тех евреев и христиан, которые вели торговлю с мусульманами (если она не была связана с торговлей оружием).
Для управления корсарами, действовавшими с Мальты или в интересах мальтийцев, орден создал в 1605 Оружейную палату. С тех пор орден обеспечивал оснащение как своих собственных судов, так и судов пиратов, получивших лицензию. И те, и другие сохраняли повышенную агрессивность вплоть до 1650. Именно тогда Франция и Папа римский начали особенно настойчиво искать способы защиты христианских торговых судов.
Мальтийскому капитану Буабордану в 1644 посчастливилось пленить любимую жену турецкого султана. Возможно, именно удача Буабордана подтолкнула султана принять решение о вторжении на Крит. Мальтийцы помогали венецианцам удерживать его до 1669.
Охота рыцарских галер за призами продолжалась до 1697. К тому времени флот Османской империи уже не представлял серьезной угрозы для европейских государств и все больше попадал под покровительство Франции. Корабли ордена перестали приносить доход в казну, и поэтому Великий магистр после 1717 перестал посылать рыцарей к берегам Леванта. Походы в Северную Африку продолжались, хотя и не так активно, как когда-то, до завоевания Мальты войсками Наполеона Бонапарта в 1798.
Французская революция нанесла ордену смертельный удар. Декретом 1792 их собственность во Франции была конфискована, а в 1798 Наполеон занял Мальту, вынудив рыцарей искать новое прибежище. Большая часть рыцарей подалась в Россию, где император Павел I был избран великим магистром, чтобы воскресить былое величие ордена, но после смерти императора (1801) орден прекратил существование. В 1879 была предпринята попытка возродить орден, когда папа Лев XIII восстановил должность великого магистра, и в течение последующих лет были организованы три «нации» – в Италии, Германии и Испании, но былой славы ордену вернуть не удалось. Великое Британское Приорство Почетного Ордена Госпитальеров св. Иоанна Иерусалимского, этот протестантский орден, основанный в Англии в 1830, сохраняет отдаленные, хотя неофициальные связи с Орденом мальтийских рыцарей. Эта организация известна своими заслугами в области социальной работы и работы в больницах, а также созданием Санитарной ассоциации св. Иоанна во время I мировой войны. Католические филиалы ордена просуществовали до ХХ века в ряде европейских и африканских стран, в США и Южной Америке. В настоящее время штаб-квартира ордена находится в Риме.
Мальта, 1899, Галера рыцарей
Мальта, 1904, Галера рыцарей
Мальта, 1907, Галера рыцарей
Мальта, 1965, Мальтийские рыцари
Мальта, 1965, Мальтийский флот
Мальта, 1970, Аллегория Ордена
Мальта, 1973, Рыцари
Мальта, 1987, Офицер
Мальтийский орден, 1980, Осада Родоса
Мальтийский орден, 1980, Осада Родоса
Мальтийский орден, 1980, Осада Родоса
Мальтийский орден, 1980, Осада Родоса
Мальтийский орден, 1980, Осада Родоса
Мальтийский орден, 1984, Мальтийский рыцарь
Мальтийский орден, 1984, Мальтийский рыцарь
Мальтийский орден, 1984, Мальтийский рыцарь
Мальтийский орден, 1987, Мальтийский рыцарь
Мальтийский орден, 1987, Великий приор Венеции
Мальтийский орден, 1992, Мальтийский рыцарь
Мальтийский орден, 1992, Мальтийский рыцарь
Мальтийский орден, 1993, Родосский рыцарь
Мальтийский орден, 1998, Великий магистр
Мальтийский орден, 2002, Мальтийские рыцари
Мальтийский орден, 2004, Мальтийские рыцари