Справочник «Сюжеты»
Фауст (Faust) Иоганн Георг
(примерно 1480—1540)
Мошенники и шарлатаны
встречались во все века. Чаще всего память об их деяниях сохранялась только в
архивах разнообразных правоохранительных органов. Если имя жулика знают все образованное
человечество даже через полтысячелетия после его смерти, значит это
действительно был фантастический пройдоха.
Жизнь человека, легенды о
котором вдохновили Иоганна Вольфганга Гёте на создание его великой трагедии,
была полна скандалов. Реальный Иоганн Георг Фауст имел мало общего с
романтичным ученым, который продал душу Мефистофелю.
Настоящий Фауст родился в
немецком городе Книтлингене около 1480 года. О его детстве и молодости ничего
не известно. В начале 16 века по Германии поползли слухи о неком Георгиусе
Фаустусе, шарлатане, который брался повторить все чудеса Иисуса Христа. В 25
лет Фауст присвоил звание магистра и стал именовать себя философом. Современники
писали, что он говорил, будто может «воссоздать из глубин своего познания все
произведения Платона и Аристотеля, если бы они когда-нибудь погибли для
человечества». В 1508 году самозванец по
блату получил место преподавателя в школе города Крейцнаха, но вскоре был с
позором изгнан оттуда за то, что «развращал своих учеников, предаваясь гнусному
пороку».
Обиженный магистр пустился в
странствия, объездил всю Германию, занимаясь хиромантией, физиогномикой,
алхимией и гаданием. В 1528 году он объявился в Париже при дворе короля
Франциска I, которого обещал удивить сеансом левитации. Однако полет не
получился. Пришлось скоропостижно покинуть территорию Франции. Еще одно
«парение над землёй» Фауст чуть позже пытался предпринять в Венеции, но и там
фокус не удался, мало того – «воздухоплаватель» сильно расшибся. Далеко не
везде публика соглашалась благосклонно смотреть на фокусы Фауста. В 1532 году
власти Нюрнберга распорядились не пускать в свой город «великого содомита и
чернокнижника доктора Фауста». Как видно, к этому времени мошенник повысил своё
научное звание до докторской степени.
Сведения о дальнейшей жизни
доктора Фауста почерпнуты, в основном, из посмертных легенд о нём и еще более неправдоподобны, чем россказни о
его полетах. Повсюду «ученого» якобы сопровождал черный пёс (иногда даже
указывают его конкретную породу – пудель), под личиной которого, как уверяли
современники, скрывался сам дьявол. В Батенбурге Фауст угодил в тюрьму за то,
что опрометчиво поделился с местным священником способом избавления от бороды
без помощи бритвы. Воспользовавшийся советом служитель культа остался не только
без волос на подбородке, но и без кожи на нём, и очень рассердился. Если бы
история донесла до нас более подробную информацию об этом чудодейственном
способе, возможно разнообразные «жилетты» лишились бы своего бизнеса. В Базеле
Фауст передал на кухню тушки птиц неизвестной породы с приказанием изжарить их.
Тут же поползли слухи, что он добывает себе провиант из потусторонних миров. Анонимный
автор «Циммерской хроники» в 1565 году подытожил, что «Фауст за свою жизнь
совершил так много чудесных дел, что их хватит на сочинение целого трактата».
Смерть настигла чернокнижника в
1540 году (по другим данным он прожил на восемь лет дольше). В его лаборатории
в родном Книтлингене очередной алхимический опыт по выведению из реторты гомункулуса
закончился неудачей. Произошел взрыв, уничтоживший как лабораторию, так и
самого Фауста. Пострадавшие соседи говорили, что докторский «куманёк» (так
якобы он называл дьявола) забрал родственничка к себе.
Богатая биография доктора Фауста
почти сразу перекочевала в устное народное творчество – в предания, легенды и
анекдоты. Исключительно устными они оставались недолго, уже в 1587 году
появилась печатная «История о докторе Иоганне Фаусте, знаменитом волшебнике и
чернокнижнике». Книга вскоре была издана на других языках, причем переводчики
весьма вольно трактовали образ Фауста. Француз Пьер Кайе на дух не переносивший
Ренессанс, сделал доктора олицетворением осуждаемого им прогресса: Фауст по
просьбе студентов вызывает призраки героев Гомера и тут же похотливо овладевает
прекрасной Еленой. Англичанина Кристофера Марло качнуло в другую сторону: у
него Фауст – гигант мысли, отец европейского Возрождения, воюющий с отсталой
церковью.
В последующие века десятки
авторов обращались к образу доктора-колдуна. Среди десятков поэм, драм и
повестей выделяется трагедия Гёте, который, кстати, переименовал Фауста из
Иоганна в Генриха. Классик немецкой литературы изобразил Фауста как борца за
свободу человеческого духа. Присущей герою веры в силу жизни не могут омрачить
даже козни Мефистофеля.
Но и грандиозное произведение
Гёте тему Фауста не исчерпало. К этой фигуре обращались величайшие композиторы
и художники. Лицо доктора можно увидеть во множестве кинофильмов (последним из
которых на сегодняшний день является картина «Фауст» Александра Сокурова).
Средневековый алхимик умудрился появиться даже в таких современных жанрах как
комиксы, японское аниме и компьютерные игры. Великий мошенник был бы весьма
доволен тем, что и спустя пять столетий люди помнят о его проделках.
Дмитрий Карасюк
Парагвай, 1982, Фауст продает душу дьяволу
ФРГ, 1979, Доктор Фауст и Мефистофель
Чехословакия, 1961, Фауст и Каспар
ФРГ, 1975.03.24, Книттлинген. Город Фауста
ФРГ, 1979.11.14, Бонн. Доктор Фауст
ФРГ, 1976, Штауфен-им-Брайсгау — город Фауста
ФРГ, 1979, Статуя Фауста в Книтлингене