|
|||
Philatelia.Ru / Пираты. Разбойники. Авантюристы / Сюжеты / Справочник «Сюжеты»Один (Óðinn)Верховный бог скандинавского пантеона, соответствующий германскому Водану (Вотану). Один из асов; сын Бора и Бестлы, дочери великана Бельторна; муж богини Фригг; отец многих богов — Тора, Бальдра, Вали, Видара, Скьельда, Хеда, Хеймдалля, Хермода. Вместе со своими братьями Вили и Ве убил великана Имира и сотворил из его тела мир. Вместе с Локи и Хениром вдохнул жизнь в первых людей. Носит прозвища Альфедр («всеотец») и Хар («высокий») Обладает несколькими функциями. Является одним из богов войны — богом военной дружины, воинских союзов и воинских инициаций; поэтому его называют Херьян («воитель»). Вершитель воинской судьбы: дарует победу или поражение в бою. Покровительствует героям и возбуждает конфликты между ними; отсюда его прозвище Хинкар («сеятель раздоров»). Бросая копье в войско ванов, начинает первую войну в истории — войну асов и ванов. Провоцирует вечную битву конунгов Хегни и Хедина, похититившего дочь Хегни Хильд. Соединяет функции бога неба и бога мертвых в качестве повелителя павших войнов (эйнхериев) и хозяина небесного рая (Вальхаллы). Является также богом мудрости, носителем магической и пророческой силы. Похищает у великана Суттунга созданный цвергами чудесный напиток (мед поэзии), дарующий мудрость и поэтическое вдохновение. Отдает свой глаз великану Мимиру за право пить из его источника мудрости. Ради овладения мудростью проходит своеобразную инициацию, принося себя в жертву — пронзенный собственным копьем девять дней висит на мировом древе (Иггдрасиле), после чего великан Бельторн поит его священным медом и дает ему руны мудрости. Плененный конунгом Гейрредом и подвергнутый восьмидневной пытке (стояние меж двух костров) получает мед от юного Агнара, брата конунга, начинает вещать и силой своей магии заставляет Гейрреда упасть на собственный меч. Состязаясь в мудрости с Вафтрудниром, мудрейшим из великанов, одерживает над ним победу. Мудрость Одина носит очень широкий характер — она предполагает не только знание рун и преданий (божественный тул), но и магическую силу, хитрость и коварство; в мифах он часто играет роль злого насмешника. Оделяет медом поэзии скальдов (поэтов); является их покровителем. Обитает в Асгарде, небесной крепости богов-асов, в серебряном дворце Валяскьяльве. Восседая на скамье Хлидскьяльв, смотрит на мир; ничто не может укрыться от его взора. Два ворона — Хугин и Мунин — облетают вселенную и каждый день приносят ему вести. Одину служат два волка Гери и Фреки, а также валькирии, распределяющие по его приказу жребии сражающимся воинам. Любит путешествовать по мирам в облике седого одноглазого старика в синем плаще и надвинутой на лоб широкополой шляпе; отсюда его прозвище Хардбард («седая борода»). Атрибуты Одина — не знающее промаха копье Гунгнир и золотое кольцо Драупнир, каждый девятый день порождающее еще восемь себе подобных. Его конь — восьминогий Слейпнир. Погибает вместе с миром во время последней битвы (Рагнарек), проглоченный чудовищным волком Фенриром. Мстителем за него выступает его сын Видар, который разрывает пасть Фенриру. В ряде легенд рассматривался как древний король, оставивший свой престол. К нему возводили свое происхождение некоторые королевские династии северных стран (датские Скьельдунги и др.). Иван Кривушин Мёд поэзии, поэтический мёд — в германо-скандинавской мифологии напиток, глоток которого наделял поэтическими способностями. По легендам этот напиток был изготовлен из крови Квасира двумя братьями-гномами Фьяларом и Галаром. Ради сохранения тайны этого напитка братья убили великана Гиллинга, но старший сын Гиллинга Гуттунг забрал у них «мёд поэзии», как выкуп за смерть отца. Один с помощью Бауги, младшего брата Гуттунга, проник в пещеру, где Гуттунг прятал напиток. Соблазнив Гуннлед, дочь Гуттунга, охранявшую «мёд», Один похитил все запасы напитка. Гуттунг, узнав о пропаже, отправился в погоню, но Один, превратившись в орла, успел добраться до Асгарда, правда по дороге некоторое количество напитка вытекло из его заднего прохода. В асгарде Один наполнил напитком большой золотой сосуд и отдал его своему сыну, богу поэтов Браги. Считается, что подлинное поэтическое искусство бывает только у тех, кого боги им наделяют. А та часть мёда, которую пролил Один, стала достоянием бездарных поэтов. Реклама: |
|||
© 2003-2024 Дмитрий Карасюк. Идея, подготовка, составление
|