|
|||
Philatelia.Ru / Пираты. Разбойники. Авантюристы / Сюжеты / Справочник «Сюжеты»Ковёр из БайёКовёр из Байё (иногда гобелен из Байё; англ. Bayeux Tapestry; фр. Tapisserie de Bayeux) — памятник раннесредневекового искусства, вышитый тканный ковёр размером 50 см на 70 м, изображающий сцены подготовки нормандского завоевания Англии и битвы при Гастингсе, созданный в конце XI века. В настоящее время ковёр выставлен в специальном музее в городе Байё, в Нормандии, и относится к национальному достоянию Французской республики. Самое раннее письменное свидетельство о ковре содержится в описи имущества кафедрального собора Байё, датированной 1476. Точный автор этого произведения искусства не установлен. Согласно традиционной точки зрения, ковёр был вышит по приказу королевы Матильды, жены Вильгельма Завоевателя, её придворными ткачихами. Во Франции ковёр известен как «Ковёр королевы Матильды». В XX веке была выдвинута другая гипотеза: заказчиком создания ковра мог быть Одо, епископ Байё, единокровный брат и один из ближайших соратников короля Вильгельма I. В качестве подтверждения этого тезиса, обычно, приводят следующие факты: на ковре изображены трое из служилых людей епископа, чьи имена также содержатся в Книге Страшного суда; ковёр хранился в соборе Байё, построенном Одо; возможно, ковёр создавался именно в то время, когда велось строительство собора (1070-е) и, наверное, предназначался для его убранства. В случае, если заказчиком ковра действительно был епископ Одо, его авторами, вероятно, были английские ткачи, поскольку основные земельные владения епископа находились в Кенте. Это косвенно подтверждается тем, что некоторые латинские названия на ковре являются производными от англосаксонских, а растительные красители, использованные при создании ковра, были широко распространены именно в Англии. Существует предположение, что авторами ковра из Байё были монахи монастыря Cв. Августина в Кентербери. Ковёр вышит на льняном полотне шерстяными нитями четырёх цветов: фиолетового, голубого, зелёного и чёрного. При вышивке применялись техника тамбурной строчки, техника стебельчатого шва, а также простой «набор». Ковёр был обнаружен в конце XVII века в Байё, где он по традиции раз в год выставлялся в местном соборе. Первые репродукции ковра были опубликованы в 1730-х Бернаром де Монфоконом. В период Великой Французской революции некоторые республиканцы из Байё хотели сделать из ковра покрытие для повозки с военной аммуницией, но один из адвокатов, понимавший ценность ковра, спас его, предоставив другую ткань. В 1803 Наполеон вывез ковёр в Париж с целью пропаганды планируемого французского вторжения в Англию. Однако, когда план вторжения провалился, ковёр возвратили в Байё. Там он и хранился в свёрнутом виде, пока его не захватили представители германского Аненербе. Бо́льшую часть Второй мировой войны ковёр провёл в подземельях Лувра. В настоящее время ковёр выставлен в специальном музее в Байё, причём во избежание ухудшения состояния этого произведения искусства, он помещён под стекло, а в комнате поддерживается специальное слабое освещение. Изображения, вышитые на ковре, повествуют историю нормандского завоевания Англии. События разворачиваются в хронологическом порядке и представлены последовательными сценами: отправка Гарольда королём Эдуардом Исповедником в Нормандию; его пленение людьми Ги, графа Понтье, и освобождение герцогом Вильгельмом; клятва Гарольда Вильгельму и его участие в осаде Динана; смерть Эдуарда Исповедника и коронация Гарольда; появление кометы, предвещающей несчастье, над дворцом Гарольда; приготовления Вильгельма к вторжению и путь его флота через Ла-Манш; и, наконец, битва при Гастингсе и гибель Гарольда. Авторы ковра отразили нормандскую точку зрения на события 1066. Так, англосаксонский король Гарольд изображён лицемерным, а нормандский герцог Вильгельм — решительным и смелым воином. Коронацию Гарольда проводит отлучённый Стиганд, хотя скорее всего, по свидетельству Флоренса Вустерского, помазание осуществлял архиепископ Элдред, рукоположенный в полном соответствии с церковными канонами. Часть ковра длиной около 6,4 м не сохранилась. На ней, вероятно, изображались события после битвы при Гастингсе, в том числе коронация Вильгельма Завоевателя. Великобритания, 1966, Сцены битвы Великобритания, 1966, Норманские корабли Великобритания, 1966, Сцена битвы Великобритания. Джерси, 1986, Фрагмент ковра из Байё Великобритания. Джерси, 1987, Правители Нормандии Великобритания. Джерси, 1987, Эдуард и Роберт I высаживаются на Джерси Великобритания. Джерси, 1987, Коронация Вильгельма Великобритания. Джерси, 1987, Смерть Вильгельма II, битва при Таншбре Великобритания. Джерси, 1987, Гражданская война Великобритания. Джерси, 1987, Генрих и Джон Гвинея, 1986, Фрагмент ковра из Байё Дания, 1970, Постройка корабля Катар, 1967, Корабль викингов Корея Северная, 1984, Вильгельм I Лаос, 1986, Фрагмент ковра из Байё Монтсеррат, 1986, Фрагмент ковра из Байё Монтсеррат, 1986, Комета на ковре из Байё Монтсеррат, 1986, Фрагмент ковра из Байё Нидерландские Антиллы, 2003, Фрагмент ковра из Байё Ниуафооу остров, 1986, Фрагмент ковра из Байё Ниуафооу остров, 1986, Фрагмент ковра из Байё Парагвай, 1986, Фрагмент ковра из Байё Польша, 1963, Корабль викингов Сан-Томе и Принсипи, 2008, Фрагмент ковра из Байё Суринам, 1986, Фрагмент ковра из Байё Сьерра-Леоне, 1986, Фрагмент ковра из Байё Тристан-да-Кунья, 1986, Фрагмент ковра из Байё Франция, 1958, Фрагмент ковра из Байё Франция, 1987, Вильгельм Завоеватель Франция, 1994, Корабли викингов Франция, 1994, Корабли викингов Франция, 2012, Ковёр из Байё Франция, 1958.06.21, Байё. Ковер из Байё Франция, 1966.06.04, Байё. Корабль Франция, 1987.09.05, Каен. Вильгельм Завоеватель Франция, 1987.09.05, Руан. Вильгельм Завоеватель Франция, 2005, Корабли викингов |
|||
© 2003-2024 Дмитрий Карасюк. Идея, подготовка, составление
|