Справочник «Художники»
Кавалеридзе Иван Петрович
(1887—1978)
Украинский скульптор, режиссёр кино и театра, сценарист. Народный артист УССР (1969). Родился в сельской семье грузинского крестьянина Петра Васильевича Кавалеридзе и украинской селянки Килины Лукиничны Кухаренко на хуторе Ладанский, (ныне село Новопетровцы, Роменский район, Сумская область).
Окончил отделение скульптуры Киевского художественного училища (1909). Учился на скульптурном отделении Петербургской Академии художеств (1909—1910), в Парижской скульптурной мастерской Аронсона (1910—1911). С 1912 — художник-декоратор «Русской золотой серии» кинофирмы П. Тимана и Ф. Рейнгарда. В 1918—1921 — режиссер театра украинской драмы при отделении Наробраза. С 1924 — художественный руководитель скульптурной мастерской в Харькове. Ещё в 1930-е приобрёл репутацию «диссидента»: ряд его фильмов («Колиивщина», «Прометей») был запрещён к показу, некоторые из памятников уничтожены, а ряд учеников и сотрудников репрессированы. Его самого от репрессий спасала только известность. В годы Великой Отечественной войны он работал в управе оккупированного немцами Киева, где занимал должность начальника отдела культуры.
После восстановления Советской власти театральное творчество Кавалеридзе оказалось под негласным запретом в Киеве (постановки его пьес осуществлялись в других городах).В 1944 — с.н.с. Академии архитектуры в Киеве.
Участвовал в создании памятников «Жертвам революции», а также княгине Ольге в Киеве (уничтожен в 1919, восстановлен в 1996), Шевченко в Ромнах (Сумская область), Григорию Сковороде в Киеве на Контрактовой площади (1977), в Лохвице (1922, восстановлен автором в бронзе в 1972), в Харькове (последний сооружён посмертно по проекту), большевику Артёму в городах Артёмовск и Славяногорск. Иван Кавалеридзе относится к той редкой породе людей, которых природа щедро наградила талантами. ЮНЕСКО назвала его украинским Микеланджело.
Кавалеридзе с конца 1920-х предпринимал собственные режиссерские опыты в кино. Они вошли в историю как авангардный эксперимент по поиску специфических пластических основ киноязыка, как уникальная попытка представить фильм своего рода движущейся и драматургически организованной скульптурой. Сюжеты лент Кавалеридзе неизменно избирал эпические, монументальные уже по материалу: «Ливень» («Офорты к истории гайдаматчины», 1929), «Перекоп» (1930), «Штурмовые ночи» (1931), «Колиивщина» (1933), «Прометей» (1935). Его «Наталка-Полтавка» (1936) стала первым фильмом-оперой, которой рукоплескала Америка и Европа. Сценарист и художник собственных фильмов «Запорожец за Дунаем» (1937), «Григорий Сковорода» (1958), «Гулящая» (1961). Умер в возрасте девяносто одного года. В Киеве существует мемориальный дом-музей Кавалеридзе.
СССР, 1967, Памятник Хмельницкому в Чернигове
СССР, 1975, Памятник Хмельницкому в Хмельницком
СССР, 1990.06.19, Памятник Хмельницкому в Хмельницком